СОНЕТ-ВЕНОК. Алексей Паустовский

Алексей Паустовский из младшего поколения нонконформистов очень точно выразил ощущения человека начала 70-х гг. Выставлялся на известных выставках: в Измайлово 1974г., ВДНХ Дом культуры 1975г, на Малой Грузинской. Художник со своим узнаваемым почерком и темой.

Персональная выставка работ Алексея Паустовского из коллекций: Михаила Алшибая, Марии Плавинской, РГГУ, семьи Арбузовых в галерее Дрезден с 1 по 14 марта 2014г.

СОНЕТ-ВЕНОК

Я не был знаком с Алешей Паустовским, хотя теоретически мы могли бы встретиться. Алексей умер при трагических обстоятельствах в 1976-м, когда я уже 2 года жил в Москве, учился на 2-м курсе медицинского института, но искусством еще не очень интересовался. Впервые картины Паустовского я увидел на выставке «Другое искусство» в Третьяковской галерее, в 1990-м году. Значительно позже, в поэме Генриха Сапгира «Жар-птица» я обнаружил несколько строк, посвященных Паустовскому:

и вы что курили
от одной сигаретки
в темноте на кушетке
глотали таблетки
“вам — пир!” —
сказал один вампир
…такая легкость в теле
что вместе улетели

но воротилась как спохватилась
лишь ему —
тоннель во тьму —
все ярче светилось…
но еще за неделю в марте
рыжий Паустовский — сын
поэта робко попросил
посвятить ему сонет о смерти
— подвиньтесь ребята
ну и что — что крылаты!
не робей рыжеватый

Поэма Сапгира посвящена памяти умерших художников его круга с трагической судьбой. Работы почти всех упомянутых поэтом художников к тому времени имелись в моей коллекции, в том числе, подаренные мне Марией Плавинской и Галиной Арбузовой холсты Алексея Паустовского. В 2005 году я «визуализировал» поэму Сапгира в стенах Государственного литературного музея, создав прецедент «книги-инсталляции». Вскоре я обнаружил тот самый «сонет о смерти», подаренный поэтом художнику:

Сонет-венок

Алеше Паустовскому, трагически погибшему –
попросившему перед смертью в подарок этот сонет*

Венок обвили траурные ленты:
«От любящих врагов» «от профсоюза»
«ЧИТАЕМ ВСЛУХ» – друзья интеллигенты»
«ЗАБУДЬ И СПИ» – Божественная Муза»

«От неизвестной – НАКОНЕЦ-то ТЛЕН ТЫ!»
«ПРИЯТЕЛЮ – от Робинзона Крузо»
«ЕВРЕЮ – от Советского Союза»
«ЗАЧЕМ ТЫ НЕ УЕХАЛ? – диссиденты»

«СКОРБИМ И ПЬЕМ – деятели искусства»
«ПРОЩАЙ ДРУЖИЩЕ – водка и закуска»
«СДОХ БАЧКА! СДОХ! СОВСЕМ ПРОПАЛ – монголы»

«УШЕДШЕМУ С ТОСКОЙ – собака Ларри»
«СВЕЖАТИНКЕ! – кладбищенские твари»
«Соседи по могиле – НОВОСЕЛУ!»
Подарок за подарок – ответный дар Алеши был рисунок – заброшенное кладбище в пустыне

Конечно, сонет Сапгира обращен к самому автору. Он блестяще инвертирует понятие «венок сонетов» в названии. Сонет – жесткая поэтическая форма: 14 строк – два катрена и два терцета. Очень короткое стихотворение. Эту форму любили и отдали ей дань Данте, Петрарка, де Кеведо, Шекспир и многие другие поэты. Сонет всегда связан с любовью и смертью. «Венок» состоит из пятнадцати сонетов, где первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого, первая строка третьего с последней строкой второго и так далее. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета, а 15-й, мадригал, состоит из первых строк предшествующих 14-ти сонетов. Сапгир превратил сонет в траурный венок. Алексей Паустовский прожил короткую жизнь, он рисовал с детства, сохранилось немало рисунков и акварелей, но живописи – немного. Некоторые абстрактные работы называются «День первый», «День второй» и так далее, отсылая, очевидно, ко дням творения. Фигуративные композиции близки творчеству Владимира Пятницкого, также одного из «героев» «Жар-птицы», художника, оказавшего на Алексея Паустовского серьезное влияние. Кстати говоря, строка сапгировского сонета «ПРИЯТЕЛЮ – от Робинзона Крузо» как будто бы намекает на Пятницкого, которого друзья звали «Пятница», и который умер (тоже трагически) два года спустя после Алеши – в 78-м. Поэме Сапгира «Жар-птица» предпослан эпиграф:

- Что за напасть была на русских поэтов!
- А на русских художников?
Из разговора

Михаил Алшибая

 

 

Добавить комментарий