Николай Николаевич Маркаров 1933-2008

Скульптор, график, поэт.

Член союза художников СССР России с 1975 г. Со студенческих лет он участвовал в московских, всероссийских, всесоюзных и международных выставках.

Н. Маркаров относиться к поколению художников-шетидесятников.

Любовь, Бог, Война, поиск смысла жизни, русский язык, опошление культуры – главные темы его творческих изысканий.
Родился в Баку в 1933г.

С 4 класса начал посещать скульптурную секцию при доме пионеров.

в 1953 году окончил Бакинское художественное училище.

В 1963 году окончил Московский Государственный Ордена Трудового Красного знамени Художественный институт им. Сурикова по специальности художник-скульптор. С 1965 года работал преподавателем рисунка и скульптуры в МАРХИ. Работал над мемориалом Победы в Волгограде/автор Е. Вучетич/.

Одновременно с художественной работой Н.Н. Маркаров писал стихи, прозу, делал поэтические переводы. Как художник занимался оформлением книг.

В начале 90-х годов скульптурная мастерская Николая Маркарова была разгромлена. Всё созданное им за 30 лет было разграблено и уничтожено. Была полностью утрачена большая часть скульптуры, также рисунки, эскизы и наброски к будущим работам. Осталось несколько небольших скульптур, которые находились дома и фотографии некоторых работ, сфотографированные учениками.

После этой трагедии поэзия стала главным делом его жизни. Карандаш из рук он не выпускал до последнего дня своей жизни. Его стихи, проза, переводы время от времени появлялись в альманахах, антологиях, сборниках, как в России, так и за рубежом.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, СПОСОБНОЕ ВИДЕТЬ БОГА

Николай Николаевич Маркаров принадлежал к тем немногим, про кого могли бы сказать: он был счастливый человек.

Казалось бы, внешние обстоятельства его жизни, не позволяют дать такой оценки,– он не продал, пожалуй,  ни одной своей работы; при жизни у него не состоялось ни одной персональной выставки; его мастерская подверглась так называемому «рейдерскому захвату», и все её содержимое – созданные за 30 лет скульптуры, рисунки, стихотворения, а так же с любовью собранные книги и различные предметы были попросту снесены на помойку и уничтожены,– для простого смертного этих обстоятельств хватило бы для того, чтобы определить жизнь как трагичную и неудавшуюся, но Ник Ник, как его называли друзья, остался до конца невозмутимым философом и жизнелюбом.

 

Его вселенная была проста и понятна. Он часто повторял, что на свете есть Трое – мужчина, женщина и Бог. Он же объяснял именно такую последовательность: «…Почему Бог в треугольнике последний? Потому что взгляд снизу: мужчина прежде увидит женщину. И если единое теперь человеческое существо сподобится

в жизни родиться во второй раз – человеком, он узрит Бога…»

 

Также в его вселенной были Книги, Прекрасные Предметы, Хлеб и Вино («для тех, кто понимает»), «Подвал» – мастерская, впоследствии погибшая, где он лепил, рисовал, думал, курил свой «Пегас», и куда приходили его друзья и ученики, «Чердак» – двухкомнатная квартира на последнем этаже панельного дома на улице Хачатуряна,  с видом на бесконечную стену такого же дома напротив и, конечно, Нора – та женщина, вместе с которой, он составлял человеческое существо, способное видеть Бога.

 

И жизнь его была – искусство и поэзия, или наоборот,– он их не разделял. Всё, что не определялось понятиями искусства и поэзии, просто не входило в круг его внимания. Лирика Маркарова заслуживает отдельного внимания – страстность, сосредоточенность, лаконизм, современность, верность русской поэтической традиции и органическая связь с западной и восточной поэтикой.

Его поэзия волнует, побуждает к мысли, остается в памяти и не отпускает, к его стихам постоянно хочется возвращаться, перечитывая и переосмысливая их в десятый, сотый, тысячный раз.

 

В семидесятые Николай Николаевич работал преподавателем кафедры скульптуры МАРХИ, и, по роду деятельности, общался со своими студентами, как в классе, так и в своём Подвале – тот, кто хотел, мог всегда туда прийти. Студентов Ник Ник часто в шутку называл «насекомыми», но никогда не общался с ними свысока. Наоборот, он говорил с ними, как с равными, и очень не любил, когда его называли учителем. Хотя он был учителем от Бога, Учителем с большой буквы; таких мало, и очень повезло тем из нас, кто узнал в нём своего Учителя.

Сразу после того, как Николая Николаевича не стало, неутомимая и любимая жена Нора взялась за его архив – то, что сохранилось на «Чердаке». А сохранилось немало, кроме скульптур. Это сотни рисунков и тысячи стихотворений, которые составили 6 томов.

При жизни Н.Н. Маркаров  100 графических работ передал  в дар Ярославскому художественному  музею и Вологодской областной картинной галерее.

С 2009 по 2011г успешно прошли три персональные выставки Н. Маркарова: одна в выставочном зале института им. Д. Лихачева; другая в МАРХИ – галерея ВХУТЕМАС; третья – в выставочном зале г. Подольска.

В библиотеке искусств им Боголюбова с октября 2008г проходят вечера памяти Николая Маркарова, на которых читаются его стихи и проза. Здесь же проводили презентацию его книг.

Групповые выставки:

1946г. Детская выставка скульптуры,  I премия за скульптуру «Последние часы жизни Тараса Бульбы на костре»,  Баку.

1961 Всесоюзная художественная выставка, Москва

1962 Графика Закавказья, Москва

1967 Всесоюзная выставка скульптуры малых форм, Москва

1967 Всесоюзная выставка молодых художников-графиков, Москва

1974 Всесоюзная выставка скульпторов

1980 Московская выставка скульпторов

1985 Всесоюзная выставка скульпторов

1990 Выставка московских скульпторов

1995 Выставка московских скульпторов на пленере

1997 Выставка московских скульпторов, Дом художника

2000 Выставка «Дары московских художников»

2004 Вологодская областная картинная галерея, г.Вологда

2009 Художественный музей, г. Ярославль

 

Персональные выставки:

2009 Институт наследия им. Дм. Лихачева, Москва

2010 Архитектурный институт (МАРХИ), Москва

(Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС)

2011 Картинная галерея, г. Подольск

 

Публичные коллекции:

Государственный Русский музей, отдел графики, г. Санкт-Петербург

Государственный музей истории, г. Санкт-Петербург

Художественный музей, г. Ярославль

Вологодская областная картинная галерея, г. Вологда

Картинная галерея, г. Подольск

Музей истории московской архитектурной школы при МАРХИ

Музей Отечественной войны на поклонной горе, г. Москва

 

Публикации:

Альманах «Истоки» 2006г – статья Г.С. Рой

Журнал «Боголюбовский журнал» №7 2008г. – статья академика А.Н. Бурганова (скульптора)

Журнал «Боголюбовский журнал» №7 2008г – статья А.Ю. Казанцева

Журнал «Армянская церковь» Российской Епархии Армянской Апостольской церкви (г. Москва) №4 2008г – статья Ж. Аветян

Газета «Каретный ряд» 2010г. – статья В. Пущина

 

Добавить комментарий