Мордовский республиканский музей изобразительного искусства им. С.Д. Эрьзи и галерея «Арт Лестница Выставка «РАЗНОЕ. Круги неофициального искусства» коллекция Михаила Алшибая. г. Саранск 18.07.2019-18.08.2019

18 июля в выставочном зале МРМИИ им. С.Д. Эрьзи состоялось торжественное открытие выставки «Разное. Круги неофициального искусства» из коллекции профессора, доктора медицинских наук, руководителя отделения коронарной хирургии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Михаила Алшибая (Москва)


На открытии выставки Михаил Алшибая рассказал о многочисленных выставках из собранной им коллекции, отметив, что в настоящее время в Москве, в залах Государственного музея истории и российской литературы им. В.И. Даля продолжает работу выставка «Жар – птица». Событием для Саранска стала впервые представленная на выставке  скульптура С.Д. Эрьзи «Две женские головки», появившаяся в коллекции Алшибая после выставки в Музее Эрьзи в 2016 году.

На церемонии открытия выставки «Разное. Круги неофициального искусства» М.М. Алшибая приветствовали: Министр культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия Анатолий Чушкин; член Попечительского Совета МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Валерий Крутов; кураторы выставки – руководитель Галереи современного искусства «Art-лестница» Светлана Веселова (Москва) и заведующий выставочно-экспозиционным отделом МРМИИ им. С.Д. Эрьзи Виктор Конадейкин.

«В феврале 2016 года в музее им. С.Д.Эрьзи проходила выставка «Коллекция. Московский нонконформизм». Через три с небольшим года мы решили организовать еще один выставочный проект, что для меня является не только высокой честью, но и большим удовольствием. Первоначально мы хотели назвать его «Круги неофициального искусства», и это название, продолжающее тему нонконформизма, отсылает к моей давней выставке «КРУГИ» в Московском музее современного искусства, состоявшейся в 2006 году. Но представить все многочисленные «круги», сформировавшиеся в нашем искусстве в 50-е – 80-е годы, в рамках данного проекта вряд ли возможно. Поэтому мы несколько изменили концепцию и название выставки. Она называется «РАЗНОЕ», а подзаголовок – «Круги неофициального искусства». Это дает возможность остановиться не столько на хорошо известных «кругах», как, например, Лианозовская группа, объединение «Сретенский бульвар», группа «Движение» и других, но показать много имен художников забытых, или невостребованных, работавших в своей оригинальной манере, не совпадавшей с официальной доктриной соцреализма. На этот раз в «круги» включены не только художники-нонконформисты, но и их предшественники – те, кто ближе по времени и характеру творчества к классическому русскому авангарду. Они как бы осуществляли связь авангарда с более молодым поколением шестидесятников. Именно поэтому Михаил Гробман предлагает называть художников-нонконформистов Вторым русским авангардом. Одним из таких мастеров старшего поколения, московскую мастерскую которого посещали молодые художники, был и скульптор С.Д.Эрьзя, в чьем музее проходит выставка. Связующую роль играли и другие выдающиеся художники: Р.Р.Фальк, А.Г.Тышлер, А.И.Порет и еще многие. В проекте, кроме того, сделан акцент на творчестве художников 50-х – 80-х годов, так сказать, полуофициальных, работавших на грани официально допустимого. Иногда их обозначают как «левый МОСХ», но и они – представители «Другого искусства» – вот еще один термин, обозначающий неофициальное искусство. Есть среди наших героев и художники современного контекста, причем самые разные по стилю творчества, но все они в чем-то наследуют художникам старшего поколения, хотя нередко неосознанно. Таким образом, в истории современного отечественного искусства, помимо «кругов», можно выделить три основных «пласта»: русский авангард начала ХХ века, нонконформисты 50-х – 80-х годов, художники конца ХХ–начала ХХI века. Каждый из этих временных пластов в чем-то продолжал дело своих предшественников, то есть, здесь просматривается некая «линия». Круги и линия – наша концепция того многообразия, которое можно видеть в русском искусстве ХХ века, и небольшая часть этого многоликого искусства показана на выставке.

Михаил Алшибая
Светлана Веселова

 

 

Добавить комментарий