СЕМЬ РАЗ ПРОВЕРЬ: КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДДЕЛКУ

источник vokrugsveta.ru

Казалось бы, что может быть проще: нарисовал «Черный квадрат Малевича» — и неси на аукцион продавать. Но не тут-то было: чтобы распознать подделку любого уровня, специалистам Научно-исследовательской независимой экспертизы имени Третьякова достаточно взглянуть на нее всего семь раз.

CK2_4848.jpg

Взгляд 1. Невооруженным глазом

Искусствовед, посвятивший полжизни изучению творчества художника, с ходу может поймать шарлатана на противоречии. Поэтому сотрудники экспертизы поддерживают связь с более чем 70 независимыми специалистами.

CK2_5197.jpg

Что можно увидеть. Изобразительные приемы, нехарактерные для заявленного автора, выдают фальшивку (нередко подделку изготавливают, ставя подпись мастера на картину неизвестного художника того же времени).

Ошибочная датировка подводит мошенника даже при высоком качестве имитации — к примеру, если скопирована поздняя работа мастера, но дата стоит ранняя.

Использованные материалы, не соответствующие обстоятельствам жизни автора, настораживают: так, в голодные годы художник мог писать на фанере вместо холста, но в сытое время — вряд ли.

Взгляд 2. Под микроскопом

При многократном увеличении потемневший старинный натюрморт превращается в ослепительный пейзаж: натуральные пигменты масляных красок и потрескавшийся лак выглядят как мраморные скалы и головокружительные каньоны.

CK2_5189.jpg

Что можно увидеть. Если подпись художника не залегает в глубине краски, а зависла над лаковым слоем поверх трещин, это повод насторожиться.

Масляные краски состоят из пигмента (например, толченого минерала) и смолообразного связующего. Со временем связующее делается прозрачнее, проявляются отдельные гранулы пигмента. Cтановится видно, что краска старая.

Взгляд 3. В рентгеновских лучах

Рентген выявляет плотные слои картины — как правило, это белила и участки, где много наложений краски. Эксперт получает явное преимущество: поддельщик чаще копирует лишь верхний пласт картины, но «внутренняя кухня» художника ему не видна.

CK2_4661.jpg

Что можно увидеть. Эксперт анализирует и сравнивает с эталонными мазки художника, в том числе скрытые. Например, на снимке видно, как автор кладет белила: ширину и траекторию движений кисти, характер отлипа.

Иногда на снимках обнаруживаются артефакты, свидетельствующие, что картина нарисована поверх другой. Так, известная подделка произведения пуантилистки Воробьевой-Стебельской, жившей в Париже, оказалась написана на советском плакате «Мир. Труд. Май».

Взгляд 4. Под ультрафиолетом

В лучах «синей лампы» основной сюжет картины блекнет, зато отдельные участки начинают светиться. Флуоресцентные вещества входят в состав некоторых видов белил, лаков, красок. Выявление этих веществ помогает датировать картину.

CK2_4704.jpg

Что можно увидеть. Титановые белила в УФ-лучах дают ярко-фиолетовое свечение. Этот современный материал часто используют для имитации работ великих художников, забывая о том, что при жизни мастеров таких белил не было. Старые цинковые белила имеют салатовый или желтоватый отсвет.

На оборотной стороне картины могут найтись «скрытые послания»: некоторые чернильные пометки с годами блекнут вплоть до невидимости, но в УФ-лучах проявляются.

CK2_5100.jpg

ОСНОВЫ

План расследования

В работе с послевоенным искусством ведущую роль играет провенанс — история бытования вещи. Сами авторы из ныне живущих или их родственники и знакомые могут восстановить жизненный путь работы от творческой мастерской до лаборатории эксперта. Если же провенанс отсутствует, на первый план выходят датировка и поиск эталона.

VS12_082_Ekspertiza.jpg

Работа с эталоном

Лабораторные приборы позволяют экспертам рассмотреть не только видимые, но и скрытые элементы живописной техники художника: как он кладет белила, сколько слоев краски наносит и в каком порядке, делает ли карандашные эскизы и наброски. Для сравнительного анализа нужен образец — картина, гарантированно принадлежащая перу изучаемого мастера. В поисках образцов эксперты обращаются в музеи по всей стране. Эталонные работы фотографируются, в том числе в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне, с них снимаются рентгенограммы. Но прежде необходимо доказать, что сам эталон подлинный. Идеальный вариант — когда картину музею передал сам автор.

Датировка

Создавая картину, художник использует десятки различных материалов, среди которых холст и проклейка, грунт, белила, лаки, графит, краски (в свою очередь, состоящие из пигментов и связующего). Технологии производства всех этих компонентов постоянно менялись. Исследовав состав материала, эксперт может определить время и место его изготовления с удивительной точностью. В выявленных датах не должно быть противоречий. Они обязаны соответствовать периоду творчества и жизненным обстоятельствам художника.

Взгляд 5. В инфракрасном спектре

Картину ставят перед источником инфракрасного излучения и снимают специальной камерой. Под покровом краски обнаруживаются рисунки, сделанные углем или графитным карандашом.

CK2_4730.jpg

Что можно увидеть. К примеру, Иван Айвазовский проводил как минимум две линии горизонта — где море встречается с небом и где меняется небесный оттенок.

На ИК-фото можно выявить сетку, с помощью которой копиисты повторяют шедевры мастеров. Хотя наличие разлиновки не обязательно указывает на подделку. Так, Верещагин в странствиях делал зарисовки небольшого размера, а после писал с них картины по сетке.

Взгляд 6. В химической лаборатории

Футуристический «пистолет», мигающий оранжевыми лампочками, — рентгенофлуоресцентный спектрометр. Если нацелить его на вещество и подержать минуту, на экране отобразится химический состав. Для подробных исследований химик берет микропробы краски специальной иглой, не повреждая картину.

CK2_4826.jpg

Что можно увидеть. На глаз краски одного цвета одинаковы, однако в разные времена они изготавливались различными способами. Например, если синий пигмент обесцвечивается при воздействии щелочью, то это берлинская лазурь (изобретена в XVIII в.), если реагирует на кислоту — синий ультрамарин (широко использовался в XIV–XV вв.). Если же его ничего не берет — перед нами современный фталоцианиновый пигмент.

Взгляд 7. В поляризованном свете

Поляризационный микроскоп дает 800-кратное увеличение — этого достаточно, чтобы рассмотреть отдельные кристаллы пигмента.

CK2_4880.jpg

Что можно увидеть. По форме кристаллов эксперты отличают искусственные пигменты от натуральных, несмотря на то что они имеют одинаковый химический состав. Под микроскопом видны посторонние примеси в краске. Даже если поддельщик раздобыл ту самую краску, которой пользовался в свое время художник, химик обнаружит микрочастицы, попавшие на картину с современной кисточки.

Редакция благодарит Катерину Пономаренко, старшего научного сотрудника Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова, за помощь в подготовке материала.

Фото: Константин Чалабов, DREAMSTIME / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2018 г.


 

Добавить комментарий