Победова Ольга

Ольга ПОБЕДОВА

Член-корреспондент Российской Академии художеств,

Заслуженный художник России

Родилась в 1950 году – в Ухте. Отец – Александр Ефимович Красносельский, реабилитированный в 1956 году, отбывал лагерный срок (с 1937 года по 1956 – в Воркуте). Он был выдающимся юристом, работал непосредственно с наркомом юстиции Крыленко (который сам был расстрелян в 1938 году). Вернулись с матерью  в Москву в 1951 году. Мать –  Нина Викторовна Тугаринова (1916 – 2000), всю жизнь проработала библиографом в научной  библиотеке ВАСХНИЛ.

Она хорошо знала свою родословную и тайно рисовала своё генеалогическое древо: Тугариновы – из древнего боярского рода, из рюриковичей. К ХIХ веку дворяне  тугариновской ветви рода обеднели, но продолжили верно служить Царю и Отечеству. Прадед – царский генерал Александр Орестович Бантле. Бабка, Ольга Александровна Тугаринова (урождённая Бантле), закончила Институт благородный девиц. Обладала большими художественными способностями. После большевицкого путча 1917 года она кормила семью изготовлением, как теперь говорят, авторских кукол, игрушек, искусственных цветов. Два её сына, Юрий и Михаил – талантливые художники. Оба погибли в Отечественной войне: Юрий – в 1941 году, Михаил – в 1945. Я всегда считала, что продолжаю их дело. Бабка по отцовской линии – Ольга Александровна Красносельская – до 1917 года содержала в Киеве Модный дом. У неё одевались дамы высшего света. То, что теперь называется от кутюр, было делом её жизни. Причём, она была в этом деле одним из первопроходцев – конкурировала с самой Ломановой.

В Строгановке, куда Победова поступила в 1967 г., она училась живописи у Н. А. Гавриленко, ученицы Павла Кузнецова (группа «Голубая роза»). Анатолий Юрченко, у которого Победова брала уроки рисования, продолжал руководить её профессиональным образованием и в институте. Он познакомил её – за спиной у профессоров-соцреалистов – с русским авангардом. Работы Малевича, Татлина, Архипенко, Цадкина, Липшица, Наума Габо, являясь тогда в СССР запретными, Победова сначала знала только в репродукциях. Потом попала с Юрченко в запасники Третьяковки и Русского музея. Увлеклась «беспредметничеством». Да и сам материал – художественное стекло – подталкивал Победову уже в Строгановке работать с «чистыми формами». Куб, пирамида, шар, параллелепипед стали для неё основой композиций, стали элементами художественного мышления и деятельности. А жанр «объекта» – его изобретатель Татлин (1914) – стал для неё главным в искусстве. Благо, попав в цех «художников-прикладников», она сразу ушла от советской цензуры. Супрематизм стал её «собственной  стилистикой». Код-знаковый язык авангарда – «её языком». Метод абстрактного мышления – «её методом». Эстетика беспредметничества – «её эстетиткой». Она строила свой формалистический мир «геометрической правды».

С конца 60-х годов Победова (невыездная) заочно включила себя в мировое движение художников оп-арта: «Оп-арт как искусство даёт оптическую иллюзию одновременно приближения и удаления планов динамически построенного пространства, особую организацию цветовых фигур» (С.Тиллим). Виктор Вазарелли для Победовой до сих пор – культовый художник Победовой. Как и Мортензен, Альвиани, Агам. Позже – она полюбила работы Чехули, Либенского и других оп-артистов. Ныне свои объекты и композиции в искусстве «чистого стекла» Победова называет ПОСТопартом. Или – играя словами – поСТОПартом.

После окончания Строгановки в 1972 г. Победова проработала на Стеклозаводе им. Свердлова во Владимирской области до 1992 года. Параллельно она закончила аспирантуру в  Строгановке (в 1974 – 79 годах). Участвовала в московских и владимирских молодёжных выставках 1970-80 годов. Впервые стала победителем выставки-конкурса «Молодость страны»  в 1976 году (в Московском манеже). Потом получила Первые премии во Всероссийских конкурсах 1987, 1988, 1994, 1996 годов.

С 1991 года Победова ежегодно проводит персональные выставки в музеях и галереях Москвы. Этапной для себя считает выставку в Российской академии художеств «Ре-Цептуальные практики» 2001 года. Знаковой – инсталляцию «Антитеррор», которую выставляла в 2003 году в Государственной Третьяковской галерее – на соискание Государственной премии. Систематически участвует в групповых и тематических выставках, таких как: «Антитеррор» (2003 – 2004), «Храм» (2004), «Экология» (ЦДХ, 2004), АРТ-МАНЕЖ (2003), «Художники круга ДИ» (2001 – 2003), международные выставки «Диалоги» и «Экспериментальное искусство» в Санкт-Петербургском Манеже (2001 – 2004), в юбилейных выставках  «Российской академии художеств – 250 лет», «ПОБЕДОВА-над-СОЛНЦЕМ» в РАХ (2010). И множестве других.

С 1988 года Победова регулярно выставлятся зарубежом: Германия, Бельгия (1988), Австралия (1990), Бельгия, Швеция (1991), США (1993), Германия (1994). По рейтингу Corning Stubing Glass (США), с 1994 года включена в число ста лучших художников мира, работающих в материале стекла.

В 1998 году Российская академия художеств наградила Победову  Золотой медалью за серию работ «Объекты и композиции поСТОПарта». Ей было присвоено звание Заслуженного художника России. В 2001 году Победова была избрана членом-корреспондентом Российской академии художеств.

 

 

3 комментария на «“Победова Ольга”»

  1. Arkady:

    так классно зайти на хороший блог и почитать по настоящему
    [url=http://test-page.ru/]Arkady[/url]

  2. Bogdan:

    очень понравилось,пиши ещё такие)
    [url=http://test-page.ru/]Bogdan[/url]

  3. Елена Бантле:

    спасибо за новую для меня информацию

Добавить комментарий