Кто они, коллекционеры китайского искусства?

источник south-insight.com

ГонконгНа аукционах Сотбис в Гонконге царит оживление

Последние несколько десятков лет весь мир наблюдал рождение сверхновой – китайское экономическое чудо заставило изумиться сначала предпринимателей, а затем и коллекционеров искусства – открывающиеся перспективы просто головокружительны. В первую очередь сами китайцы, а затем и иностранцы стали все чаще выбирать китайские имена для своих коллекций. Это двусторонее движение навстречу друг другу в конце-концов вынесло китайский арт-рынок на небывалые высоты. Тогда это была яркая вспышка, породившая рождение звезды, но что же мы видим сейчас?

МНОГОСЛОЙНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК: ОТ ЗОЛОТОЙ МОЛОДЕЖИ К «ГОЛУБЫМ ФИШКАМ»

С тех пор, как Китай начал активно развиваться экономически, а население стало получать больше материальных благ, постепенно насыщаясь ими, люди обратили свои взгляды на искусство, начиная стихийно приобретать практически все без разбора. Это стало способом подчеркнуть свой статус, духовную развитость и умение понимать прекрасное. Однако, любой хаос стремится к упорядочиванию, и сейчас на внутреннем рынке искусства появляется новое поколение коллекционеров, а структура постепенно формирует несколько основных слоев.

Первый слой – самое молодое поколение, от 20 до 30 лет – это и есть новые игроки на рынке. Чаще всего, это молодые предприниматели, второе или третье поколение обеспеченных семей, западноориентированное и открытое для всего нового. Им, конечно, интересно все модное, однако они наврядли смогут потратиться на Дэмиена Херста, поэтому есть шанс, что они будут заинтересованы в молодых иностранных художниках – хорошая возможность для продажи собственных произведений. Большинство из них еще сложно назвать коллекционерами в полном смысле этого слова, но они уже определенно стали покупателями, возможно даже инвесторами. Превращение их в настоящих ценителей – вопрос времени и развития собственного вкуса и преференций.

Цяо Чжибин выставляет свою коллекцию в ночных клубах и караоке

Следующий слой – более организованные и богатые коллекционеры. Они не размениваются на «доступное искусство» (от англ. affordable art, в контексте современного рынка чаще всего означает искусство, оценочная стоимость которого не превышает 10.000$), а начинают, вкладываясь в «голубые фишки»рынка – импрессионистов и некоторые имена из искусства модерн и контемпорари. Эти коллекционеры – крупные рыбы, и их приобретения на аукционах чаще всего ставят ценовые рекорды. Среди таких коллекционеров может быть назван Ю Минфан – вице-президент крупнейшей в Китае компании-производителя обуви Belle International Holdings Ltd. Всего за 4 года он собрал коллекцию из более чем сотни произведений искусства, а его покупка картины художника Цзэн Фаньчжи за $9.6 миллионов бонусом подарила ему пропуск в мир акул арт рынка, таких как Ларри Гагосян, Франсуа Пино и Джей Джоплинг. Другая фигура, Цяо Чжибин – тоже обладатель огромной коллекции работ современных художников – отличился тем, что экспонирует свои сокровища в собственных «караоке-дворцах» в Пекине и Шанхае.

Молодой магнат Адриан Ченг является покровителем искусств

Последний, самый устоявшийся слой – это уже сложившиеся коллекционеры и покровители искусства, которые много лет интересуются арт рынком и хотят не только покупать, но и поддерживать: они строят частные музеи современного искусства, организуют выставки, дарят работы из собственной коллекции публичным музеям. Один из возможных примеров – Адриан Чэнг, молодой предприниматель и по совместительству коллекционер, обучавшийся в США. В свои 35 лет он является основателем арт фонда К11 (в Гонконге и Шанхае существуют торговые арт-центры К11, на первый взгляд, правда, ничем не отличающиеся от обычных моллов), сотрудничает с крупнейшими организациями в организации выставок по всему миру.

ИНОСТРАННЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ: КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ КИТАЙСКОГО КОНТЕМПОРАРИ – УЛИ ЗИГГ

Ули Зигг на фоне картины Чжан Сяогана

Поразительно, как один человек может задать направление развития искусства целой страны. Ули Зигг, уроженец Швейцарии, начал собирать китайское современное искусство в 1985 году и считается единственным коллекционером, который видел рождение, рост и взросление такого феномена, как китайский контемпорари арт. Его влияние огромно, и существует мнение, что его расположение может решить судьбу художника и его признание в мире искусства. Зигг обладает огромным собранием из 1200 произведений 160-ти самых влиятельных и известных художников китайского современного искусства, чьи работы сложно найти даже в музеях и галереях Китая. Это коллекция, с которой приходится считаться. По каким-то причинам он никогда не выставлял ее в Китае, однако сообщается, что, возможно, все эти произведения найдут свой дом в новом музее современного искусства М+ в Гонконоге, чье открытие запланировано на 2017 год. Если это действительно произойдет, то, пожалуй, музей сможет воплотить амбициозную идею «стать Тейт Модерн в Азии».

 

Вот они – основные фигуры рынка китайского искусства: золотая молодежь, недавно разбогатевшие нувориши, представители богатых семей и ценители искусства (которые, очевидно, располагают средствами, чтобы наслаждаться им на расстоянии вытянутой руки). В условиях активно развивающейся экономики рынок искусства не мог остаться в стороне, а начинающие коллекционеры, следуя за модными именами, поддерживают мировой пузырь рынка, незаметно для себя работая на систему. Однако, со временем количество должно перейти в качество, коллекционеры выработают собственный стиль и станут более избирательными, к тому же политика по борьбе с коррупцией и роскошью, которую провозгласил Си Цзиньпин, очевидно, окажет определенное сдерживающее действие на количество покупаемых ценностей, но не сможет остановить это нарастающее движение – благо, цены на современное искусство не так очевидны, как на антиквариат и работы старых мастеров. (здесь так и хочется поставить подмигивающий смайлик)

 

Ольга Глёза, «Южный Китай», 25.08.2014

 

Добавить комментарий