«Верующий человек — оптимист, знает, чем все закончится и в чем смысл. Ты проживешь, сколько проживешь, так оставь о себе добрую память». Михаил Копьев

Вологда простилась с художником Михаилом Васильевичем Копьевым,  который занимал особое место в сердцах жителей города. Именно Михаил Копьев вернул в художественный обиход Вологды 1980-х годов искусство живописной тематической картины. Развивая лучшие традиции русской и европейской школ живописи, Копьев нашел свою стилистику и собственное образное отражение идей времени. Библейские и евангельские сюжеты, над которыми работает художник на протяжении всех лет творчества, отражают не только его собственные размышления о мире, но и созвучны идеям, волнующим всех нас сегодня. Творчество Копьева Михаила Васильевича было и останется явлением не только в культуре Вологды, но и России.

«Невосполнимая утрата! Михаил Васильевич — художник редкого тематического диапазона. Мы как можно чаще старались делать его выставки, так как они были невероятно востребованными. Их ждали и посещали люди, интеллектуально окрыленные», — говорит Владимир Воропанов, директор Вологодской областной картинной галереи. В этом году 13 мая художник отметил 70-летний юбилей. Предваряя событие, в марте в Доме Корбакова состоялась выставка «Гармония контрастов». В экспозиции было представлено более ста работ, созданных в разные периоды творческой деятельности Михаила Копьева.

«Эта выставка была знаменательной, и, возможно, прощальной. Михаил Васильевич плохо себя чувствовал, и готовилась эта экспозиция непросто в тесном сотрудничестве с его супругой Ираидой Валентиновной, — вспоминает Владимир Воропанов. — Тем не менее были представлены и новые работы художника».

Тогда особое внимание ценителей искусства привлек автопортрет художника. Михаил Копьев изобразил себя играющим на старинном музыкальном инструменте, отдаленно напоминающем маленький орган. На автопортрете он создал образ вечного артиста.

«Михаил Копьев был одним из немногих современных художников, которые работают в сюжетно-тематическом жанре, самом трудном. Он умел «сочинить», «спроектировать», «составить» картину как некую музыкальную композицию. Если хотите, он был композитором по самому своему мышлению», — поясняет Владимир Воропанов.

Кроме таланта художника, Михаил Копьев обладал литературным даром. И в 2016 году вышла его книга «Мифы у порога. Живопись. Графика. Проза». В ней опубликованы небольшие рассказы, заметки, эссе Михаила Васильевича, а иллюстрациями стали его же рисунки карандашом и живописные работы.

Проза и изобразительное искусство в этом издании поражают стилистическим единством: сразу понятно, что это — произведения одного автора. Они одинаково полны философских смыслов, все ироничны и все полны безграничного восхищения миром как совершенным созданием Бога.

В авторском предисловии Михаил Копьев вспоминает о своей юности и учебе в Уфимском институте искусств (напомним, что он родом из Уфы), о переезде в Вологду в 1986 году. Мастер также поясняет, что его литературные опыты зачастую помогали ему в живописи: «Некоторые такие сочинения помогли мне впоследствии найти нужные детали для решения сюжета, а иные — просто стали картинами».Даже в предисловии Михаил Копьев остается философом, а отдельные его фразы выглядят как афоризмы. Например, такая: «Наши планы должно сдерживать время». И в то же время автор постоянно шутит, играет как со словом, так и с образами на полотнах, и подводит итог простой, как сама жизнь и смерть: «Трудно сказать, зачем мне всё это было нужно. Просто было весело, и всё».Теперь после этих его слов на глаза наворачиваются слезы, но останавливаешь себя, понимая, что если ты хочешь быть художником, поэтом, писателем, мастером в общем смысле этого понятия, то тебе нужно усвоить: искусство не имеет цели, как не имеет ее любовь или доброта, оно должно служить естественным продолжением любви к людям, доброго отношения к ним. И тогда вспоминая свой путь, ты скажешь: «Трудно сказать, зачем мне всё это было нужно. Просто было весело, и всё».

Наталья Мелёхина

На протяжении многих лет Михаил Копьев испытывал трудности со здоровьем, в том числе из-за нелепой случайности — укуса клеща. Лет десять назад эта тема была объектом пересудов, но сам мастер отнесся к происходящему с ироничным спокойствием истинного философа. К примеру, в интервью «Премьеру» (материал «Миром правит добро», номер от 16 мая 2007 года) он заметил: «Об этом не стоит говорить. В Интернете я наткнулся на свою фотографию, и мои домашние все разозлились — не надо, сказал им я, не вздумайте. Рядом еще нужна статья «Попал под лошадь», как про Остапа Бендера. Вот и все. Кого это интересует? Все бывает. Мои товарищи преодолевают очень серьезные заболевания, которые гораздо тяжелее моих, преодолевают совершенно героическим образом».

Татьяна АНДРЕЕВА, прозаик, кандидат филологических наук:

— Внезапно и непоправимо ушёл из жизни талантливый, обладающий ярким индивидуальным стилем, художник Михаил Копьёв. Утрата велика для всех вологжан: для профессионального сообщества и для людей, любящих живопись, для почитателей его таланта и для друзей. И хотя по понятным причинам мы почти не виделись в последнее время, я всегда считала его и его жену своими друзьями.

В России талантов много, но и среди них Михаил Копьёв выделялся интеллигентностью, глубокими профессиональными знаниями, общей культурой. В его работах особенно помнятся картины, вдохновение к написанию которых он черпал из сокровищниц мировой и отечественной культуры. А сколько тёплого юмора и любви вкладывал он в портреты близких людей — друзей и коллег.

Не могу не отметить его личные качества, семейную верность и безоглядную любовь к детям. Михаил Копьёв навсегда останется в нашей памяти светлым, добрым, талантливым и трудолюбивым человеком, любившим жизнь и дело, которому он служил.

источник газета Премьер Вологда 35 регион

источник newsvo.ru

фото из архива Рамиля Латыпова

 

 

Добавить комментарий