Мордовский республиканский музей изобразительного искусства им. С.Д. Эрьзи и галерея «Арт Лестница выставка «Михаил Алшибая. Коллекция.(московский нонконформизм)» с 27 февраля по 20 марта 2016г. г. Саранск

Михаил Михайлович (Дурмишханович) Алшибая (Алшибай) — кардиохирург, профессор (1998), доктор медицинских наук, руководитель отделения коронарной хирургии  Научного центра сердечно – сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН. Михаил Алшибая является членом попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Михаил Михайлович — коллекционер произведений нонконформистского искусства.

В экспозиции представлено более 80 произведений живописи, графики и пластических объектов. Она являет мозаичную картину становления и развития неофициального (другого) искусства. Коллекция включает произведения центральных художников нонконформистского движения. Прежде всего, это – представители «Лианозовской группы» – Оскар Рабин, Александр Рабин, Владимир Немухин, поэт и художник Лев Кропивницкий, а также примкнувшие к ним независимые мастера – Дмитрий Краснопевцев, Борис Свешников, Олег Целков, Владимир Янкилевский. Несомненный лидер в контексте нонконформизма 60-х – Анатолий Зверев. Этот круг художников, называемый часто «вторым авангардом», был вдохновлен революционными веяниями искусства начала ХХ века.

1970-е — 1980-е дают новые имена и новый постмодернистский дискурс, выраженный в творчестве Максима Архангельского, Игоря Ворошилова, Альберта Гогуадзе, Бориса Диодорова, Алексея Паустовского, Евгения Рухина, Игоря Шелковского, Марлена Шпиндлера, Беллы Левиковой, Валерия Кошлякова, Юрия Титова.

Дополняют общую картину отечественного андеграунда произведения, созданные в постсоветское время, — Наталии Нестеровой, Александра Рабина, Ирины Старженецкой, Сергея Бордачева, Юлия Ведерникова, Вячеслава Калинина, Натты Конышевой, Бориса Матросова, Стасюнаса Витаса. На выставке также представлен и ряд других имен, возможно, менее громких, но вносящих яркие акценты в общий массив коллекции. К сожалению, многих из художников уже нет с нами, но вектор развития современного искусства показывает остроту их идей и актуальность художественных практик.

»

Я начал собирать коллекцию произведений искусства в середине 80-х годов прошлого века, и с самого начала это были работы современных художников, написанные в то же время. В действительности можно сказать, что мое коллекционирование имеет более давнюю историю. Еще в конце 70-х – самом начале 80-х я собрал большую коллекцию изданий по искусству, художественных альбомов. Я путешествовал по музеям и художественным галереям, заглядывал в знаменитый магазин-салон на Смоленской набережной, где продавались антикварные произведения искусства. Это было увертюрой коллекционирования, пропедевтикой, если использовать медицинскую терминологию, или, еще точнее, «продромальным периодом» заболевания, чем, собственно, и является страсть к собирательству. Меня волновал вопрос о критериях художественной ценности произведения, я пытался понять, в чем значение художника, как определить достоинства работы. То есть, с самого начала это было исследование, и я ставил перед собой некую аксиологическую задачу. Впрочем, все это было осознано мной значительно позже.

Начало коллекционирования совпало у меня с эпохой «перестройки» и «гласности». В воздухе повеяло свободой, и эта свобода отразилась в творчестве художников. Возникали новые художественные течения, объединения, художники свободно вышли на улицы в самом центре Москвы. Тогда я понял, что разобраться в волнующих меня вопросах можно только одним способом – начав самому собирать коллекцию. Позже я назвал такой подход экспериментальным методом искусствоведения. Коллекционер, подлинный коллекционер, – это исследователь, который в отличие от искусствоведов-теоретиков ставит эксперимент, и с его помощью пытается установить истину. Я сразу исключил из сферы своих интересов художников, работавших в конъюнктурном ключе, изготовлявших свои «произведения» по госзаказу или на продажу. Мои усилия в поисках и приобретении работ сосредоточились на кругах так называемых «нонконформистов» или «другого искусства». Эти круги 50-х-80-х годов иногда еще называют «вторым русским авангардом». В их творчестве, подпольном, не принимавшем догматы «соцреализма», уже в те годы была свобода. Но я коллекционировал и работы более «умеренных» художников, принадлежавших к так называемому «левому крылу» МОСХа. Ну, и, конечно, совсем молодых авторов.

Мне хотелось аккумулировать вещи, представляющие как можно более широкий «срез времени», достичь некоторой «полноты». Я обнаружил в истории нонконформизма десятки имен, незаслуженно, с моей точки зрения, забытых, невостребованных. Работы этих художников составляют значительную часть коллекции. Когда количество работ в собрании достигло некоторой «критической массы», как-то само собой возникла потребность их демонстрации и с 2003 года до настоящего времени я организовал десятки выставок в Москве. Среди них были довольно крупные, концептуального плана, как, например, выставка «Жар-птица» в Государственном литературном музее (2005), «Круги» в Московском музее современного искусства (2006), «50х50» в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина (2007), «Мультиверс» в рамках ярмарки «Арт Москва» (2013), а с 2014 года часть коллекции постоянно экспонируется в Музейном центре РГГУ. Но мне всегда хотелось выйти за пределы столицы, показать это искусство, изучению которого я посвятил значительную часть жизни, в других городах, в провинции. В прошлом году выставка Московского нонконформизма и связанных с ним течений из моей коллекции прошла в Вологде, в галерее «Красный мост». Теперь подобный проект состоялся здесь, в Саранске. Для меня высокая честь представить небольшую часть своего собрания в Мордовском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, тем более что творчество этого великого скульптора привлекало меня с давних времен. Степан Дмитриевич был тоже в известном смысле «нонконформистом» со своей собственной, совершенно необычной творческой манерой.

И это я считаю одним из главных критериев значимости художника, критериев подлинного искусства, которые пытаюсь найти много лет. Во введении к своей «Истории искусства» Эрнст Гомбрих пишет: «Не существует на самом деле того, что величают искусством. Есть художники». Художник – всегда личность. Его главная черта – непреклонность в отстаивании собственной творческой концепции в море обобществленности и банальности. Эта выставка – собрание, скорее, не картин и скульптур, а историй жизни, любви и реальных человеческих судеб, всегда драматических судеб художников. Михаил Алшибая»

 

Добавить комментарий