Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства

Бьорк, «битва инвалидов», японский поп-арт и еще 7 выставок, которые нельзя пропустить

Что смотреть на 7-й Московской биеннале современного искусства — Гид The Village на The Village
Седьмая Московская биеннале современного искусства стартует 19 сентября: в этот день в Новой Третьяковке открывается основной проект «Заоблачные леса» при участии Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни, а выставки параллельной программы, как водится, будут разбросаны по всему городу.

Впервые в Москве скульптуры и фотографии Бранкузи

Работы Константина Бранкузи, радикально изменившего язык скульптуры, покажут в Мультимедиа Арт Музее — впервые в России

КАРА МИСКАРЯН источник theartnewspaper.ru

12 СЕНТЯБРЯ 2017
Константин Бранкузи. Спящая муза. 1910. Полированная бронза. 16 x 27,3 x 18,5 см
Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963 
Инвентарный номер: AM 1374 S
Собрание: Центр Помпиду, Париж
Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества
© Adagp, Paris
Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Выставка Константина Бранкузи (1876–1957), крупнейшего скульптора первой половины XX века, приедет в Мультимедиа Арт Музей из Центра Помпиду и, несомненно, станет одним из самых заметных событий 7-й Московской биеннале. Во-первых, потому что она — первая в России. Во-вторых, речь идет о фигуре, которая радикально изменила язык скульптуры. Все началось в Париже, куда молодой Бранкузи, поучившись в Школе изящных искусств в Бухаресте, добрался в 1904 году (по легенде пешком). Как скульптор к этому времени он уже успел получить признание у себя на родине в Румынии.

Текст об актуальном искусстве

Текст: СЕРГЕЙ ПОПОВ 12.09.2017  источник artguide.com

В 1948 году в Нью-Йорке в редакции журнала Life состоялся круглый стол на тему современного искусства. Вопросы, вынесенные на повестку, подкупали прямотой: «Современное искусство — это хорошо или плохо? То есть следует ли ответственным людям поддерживать его, или же они должны пренебречь им как незначительной и переходной стадией культуры?» Историк искусства, куратор Сергей Попов сравнивает дискуссию полувековой давности с современными терминологическими изысканиями российского Минкульта и разъясняет нюансы понятия «актуальное искусство» в постсоветской реальности.

Владимир Янкилевский. Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца). 1987. Смешанная техника. Государственный Русский музей

Давно хотел написать об этом термине подробно. Повода все не было. Злосчастный циркуляр Министерства культуры РФ предоставил эту возможность. Речь идет об «актуальном искусстве», каковому наш Минкульт взялся дать определение. Значит, стоит рассмотреть его подробнее — и в ответ определиться: во-первых, что это за понятие; во-вторых, можно ли согласиться с его чиновничьей трактовкой; в-третьих, зачем вообще термин, давно потерявший, простите за тавтологию, актуальность, понадобилось вводить в официальный документооборот.

Александр Кроник: «Долго не осознавал, что я коллекционер»

Один из первых коллекционеров, каталогизировавших свое собрание (издание «Свой круг. Художники-нонконформисты в собрании Александра Кроника» вышло в 2010 году), рассказал ARTANDHOUSES о том, как важно раскинуть коллекционерские «сети», чтобы выловить нужные для собрания произведения, о риске при приобретениях работ ушедших художников и важности деталей в собирательстве.

Зельфира Трегулова О новой музейной реальности, оптимизации и реконструкции здания на Крымском Валу в Третьяковке

7-1-1.jpg
Директор Третьяковки хотела бы, чтобы
коллекция пополнилась работами молодых
художников. Фото PhotoXPress.ru

О том, что мир, зрители и музеи изменились и продолжают меняться, говорят очень давно. О том, как музеи справляются с вызовами новой реальности, о расширенном музейном штате, о лакунах в собрании, о том, как музею не падать ниже определенного уровня, и о том, чего она ждет от молодых сотрудников, директор Третьяковской галереи Зельфира ТРЕГУЛОВА рассказала корреспонденту отдела культуры «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ.

Русское искусство в поисках себя. Художник Владимир Дубосарский — о том, как устроена современная арт-индустрия

источник www.litfund.ru

Владимир Дубосарский с 1994 по 2014 год работал в соавторстве с Александром Виноградовым, создавая полотна в жанре монументального псевдореализма. Сейчас эти картины находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Хьюстон) и во многих других. За последние три года у Владимира Дубосарского прошло восемь персональных выставок.

— Какое место сейчас занимает русское изобразительное искусство в мире?

— Если быть объективным, то место современного русского искусства в мировом культурном процессе невелико. Для этого есть много причин, но базовая — то, что русское современное искусство в него не интегрировано. Есть ряд международных выставок, которые представляют собой смотр идей и художников, и на них обычно бывает один, два, три художника из России. Зачастую это может быть связано с системой неких квот, которые подразумевают, что на выставке такого уровня должны быть представлены художники из Африки, из Латинской Америки, и для Восточной Европы тоже выделяется несколько мест. Это не совсем так грубо, но в каком-то смысле это именно так и выглядит. Я не представляю себе международную выставку, на которой будет половина русских художников, если только это будет не выставка русского искусства. Если рассматривать современное искусство как индустрию, а она таковой и является, потому что задействует большие человеческие ресурсы и производит колоссальное количество событий и финансовых потоков. Есть страны — лидеры этой индустрии: США, Китай, Англия, Германия. Периодически возникают модные тренды вроде бразильского искусства или индийского, которые, может быть, не задерживаются надолго, но на три-пять лет они становятся модными. А Россия рассматривается (о чем не принято говорить, но я так думаю) как часть Восточной Европы, как Польша или Чехия. Главная проблема в том, что русское искусство само себя не осознает. Оно себя не описывает, потому что нет настоящего серьезного дискурса. Все находится в полуфеодальном состоянии.

«Верующий человек — оптимист, знает, чем все закончится и в чем смысл. Ты проживешь, сколько проживешь, так оставь о себе добрую память». Михаил Копьев

Вологда простилась с художником Михаилом Васильевичем Копьевым,  который занимал особое место в сердцах жителей города. Именно Михаил Копьев вернул в художественный обиход Вологды 1980-х годов искусство живописной тематической картины. Развивая лучшие традиции русской и европейской школ живописи, Копьев нашел свою стилистику и собственное образное отражение идей времени. Библейские и евангельские сюжеты, над которыми работает художник на протяжении всех лет творчества, отражают не только его собственные размышления о мире, но и созвучны идеям, волнующим всех нас сегодня. Творчество Копьева Михаила Васильевича было и останется явлением не только в культуре Вологды, но и России.

Михаил Копьев 13.05.1947-19.08.2017

фото Валерий Талашов

19 августа 2017 ушел из жизни замечательный художник, человек Михаил Васильевич Копьев.
Искренние соболезнования приношу семье, родным и близким Михаила Васильевича Копьева
Преждевременная смерть Михаила Васильевича – это большая боль и утрата для отечественной культуры.  Лучшей памятью о нем остались его работы, наполненные светом и искренностью, любовью к людям, к своей Родине. Он, как поэт, воспевал то, о чем думал, что хотело его сердце, вкладывал в свои произведения не только труд, но и частицу себя, свои мечты, философское отношение к миру. Общение с ним всегда было наполнено теплотой и радостью.

Нина Суетина: «В Нью-Йорке я как будто попала в мир Малевича»

источник artguide.com

Нина Николаевна Суетина — архитектор, дочь художников Николая Суетина и Анны Лепорской, самых близких и преданных учеников Казимира Малевича. Сейчас ей под восемьдесят, но она до сих пор бодра и продолжает работать в созданном ею в Санкт-Петербурге архитектурном бюро. Об отце, о родной и приемной матери, о собственной архитектурной карьере и о судьбе архива Суетина она рассказала Анне Матвеевой и Глебу Ершову специально для журнала GARAGE Russia № 6. С любезного разрешения редакции GARAGE Russia «Артгид» с гордостью представляет это интервью своим читателям.

Нина Суетина. Июль 2015. Фото: Дмитрий Шубин

GARAGE: Вы родились перед войной. Как прошли ваши первые годы жизни, которые пришлись на Великую Отечественную?

Нина Суетина: Союз художников вывез всех детей с мамами в Башкирию, в город Стерлитамак. Там погибла моя родная мама, Сара Абрамовна Каменецкая. Мама была переводчицей с английского языка: видимо, папа с ней познакомился на каком-то приеме, где она обслуживала какую-то делегацию. Говорят, она была очень красива, — а он любил красивых женщин. После войны мы с бабушкой и дедушкой возвратились в Москву, а потом папа забрал меня сюда, в Ленинград, и Анна Александровна Лепорская (жена Николая Суетина. — Артгид) стала моей второй мамой.

Как читать иконы

Как читать иконы

До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей.

источник Русская семерка

«Они, к сожалению, великими уже и не станут»: ответ Петра Авена художнику Дубосарскому

Никто не ожидал, но Петр Авен ответил художнику Владимиру Дубосарскому. Forbes записал видео. Приятного просмотра.

Дискуссия между председателем правления ОАО «Альфа-банк» Петром Авеном и художником Владимиром Дубосарским завязалась после того, как миллиардер заявил, что русское искусство вторично. Художник поспорил с ним и напомнил о роли коллекционеров в развитии искусства. Миллиардер ответил Дубосарскому.

Три года назад Мартин Рот дал интервью TANR, рассказав об общем с русскими пониманием роли музея и сложностях расставания с Сикстинской Мадонной. Теперь в память о выдающемся музейщике мы публикуем беседу об этом на сайте

ОЛЬГА КОСЫРЕВА источник theartnewspaper.ru

08 АВГУСТА 2017    

Фото: Imago/TASS

Более десяти лет Мартин Рот возглавлял объединение дрезденских музеев, в том числе Галерею старых мастеров, где находится Сикстинская Мадонна. А два года назад он, немец, стал первым иностранцем, который занял пост директора важнейшего британского музея — Музея Виктории и Альберта. «Здравствуйте!» — говорю я по-русски, поскольку кто-то сказал мне, что Мартин родом из Восточной Германии. Он отвечает по-английски.

Коллекционер трагедий

источник artguide.com

Текст: ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ 31.01.2017

Кардиохирург Михаил Алшибая курит одну сигарету за другой и говорит, что люди умирают не только от табака. Он знает об этом не понаслышке — и как врач, и как коллекционер богатого на личные трагедии периода в истории русского искусства, 1960-х годов. В собрании Алшибая каждая картина сопровождается историей. В отличие от многих ценителей, он с большей охотой говорит не о шедеврах, а о «персонажах». Слово «собиратель» применительно к Алшибая можно трактовать двояко: и коллекционер, и тот, кто благодаря невероятному энтузиазму и увлеченности собирает из разрозненных кусочков целостную, полную картину советского искусства времен оттепели и дальше. «Артгид» благодарит автора Валентина Дьяконова и фотографа Сергея Шахиджаняна за возможность републикации этого текста, впервые опубликованного в журнале «Артхроника» (№ 12, 2009). Также «Артгид» благодарит Юлию Лебедеву, куратора и хранителя музея «Другое искусство» Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета, где экспонируется часть коллекции Михаила Алшибая.

Михаил Алшибая. Фото: Сергей Шахиджанян

Из советской Ниццы

Михаил Алшибая родился в грузинском городе Батуми в 1958 году. В отличие от многих москвичей, старающихся поскорее забыть о провинции, Алшибая относится к своей малой родине со смесью трепета и исследовательского интереса. «Батуми вообще райское место, божественное. Когда хорошая погода, то с ним ничто не сравнится. И в то же время это богом забытый уголок, и так было всегда. Батуми оставался в стороне от исторического процесса. Даже когда в 1919 году британцы оккупировали Батуми и полтора года он был территорией Британской империи. До революции он стал своеобразным porto franco. “Батуми — наша Ницца!” — говорили патриоты и пеняли “денежным мешкам” на то, что они тратят деньги за границей. Конечно, это не Ницца, хотя бы потому, что в Батуми, например, свирепствовала малярия и пришлось осушать болота. С одной стороны, экзотика, с другой — климат не для отдыха. Ливни могут идти неделями». В советское время Батуми превратился в классический провинциальный город со смесью национальностей и языков, но без особого колорита, характерного для некоторых приморских городов вроде Одессы.

Портал Getty выложил в открытый доступ 100 тысяч книг по истории искусства и архитектуре

21 ИЮНЯ 2016  источник theartnewspaper.ru

Обложка к книге «Кандинский» из собрания Музея Соломона Гуггенхайма

Обложка к книге «Кандинский» из собрания Музея Соломона Гуггенхайма

Проект Центра Гетти в Лос-Анджелесе — исследовательский портал Gettyопубликовал более 100 тыс. книг и журналов по истории искусства, архитектуре и смежным дисциплинам. Все материалы можно изучить и даже скачать совершенно бесплатно. Таким образом сайт отметил четырехлетие и сделал подарок своим читателям.

В создании архива приняли участие более 20 институций, в том числе нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма, Чикагский институт искусств, римская библиотека Герциана, Библиотека герцога Августа в Германии.

Также портал обновил свой дизайн — теперь его удобно просматривать с планшетов и мобильных телефонов, поиск по сайту стал более понятным и интуитивным.

Контент-специалист проекта Энни Рана отметила последние интересные новинки портала: иллюстрации Эдуарда Мане к стихотворению «Ворон» Эдгара По и коллекцию, посвященную Василию Кандинскому.

 

Петр Авен: «Я потратил значительно больше $1 млн на российское современное искусство»

Кандинский и Шагал, Гончарова и Ларионов, Кончаловский и Петров-Водкин, Серов и Коровин, Лентулов и Судейкин, Серебрякова и Анненков, Древин и Удальцова — лишь часть списка знаменитых русских художников, входящих в коллекцию Петра Авена. Председателю совета директоров «Альфа-Банка», номеру 24 в списке двухсот богатейших бизнесменов России 2017 по версии русского Forbes, меценату и футбольному болельщику со стажем удалось собрать впечатляющее собрание — от мирискусников до «Бубнового валета».

Наука — основа успеха музея

источник theartnewspaper.ru

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Юрий Чичков

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, почему у музейного специалиста должно оставаться время на посещение архивов и изучение других собраний

Каждая выставка, которая открывается в Третьяковской галерее, — результат серьезной исследовательской работы. Да, сейчас у ученого нет сложностей с выбором инструментария, далеко вперед продвинулись и возможности технико-технологических исследований. Кроме того, современный музей не оторван от мирового художественного процесса и его научной части. С этого года, например, благодаря партнерам Третьяковской галереи Тамазу и Ивете Манашеровым и их фонду «U-Art: Ты и искусство» у нас появилась возможность награждать наших научных сотрудников грантами и отправлять их на стажировки по всему миру. Однако все это не означает, что в своей исследовательской работе мы не сталкиваемся с проблемами.

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890

ВРУБЕЛЬ

…Мишу мы видим очень редко. Правда, он много трудится, и труды его, кажется, венчаются успехом – но больно остановится на том, что он ничего не заработает…ничего решительно не имеет. А между тем потребности есть, и потребности насущные; хотя он становится всё более и более философом – нигде почти не бывает – и отказывается от моей помощи. Тем не менее у меня щемит сердце видеть его не имеющим ни копейки, ни приличной одежды и никакого заработка в ближайшем будущем. И Миша об этом не заботится. Во всяком случае к пасхе я уговорю его завести себе (на мои деньги) сюртучную пару. Ведь та единственная, которая у него есть, вся в пятнах, в красках, и он уверяет, что ничего,- так подобает художнику, и говорит это не с юмором, а по убеждению, серьёзно. Такое индифферентное отношение ко всем и всему, что не соприкасается прямо к его делу живописи, – может быть и весьма кстати к его обстоятельствам, тем не менее мне очень тяжело за него.

Юрий Носов: «Мне не давал покоя пример Георгия Костаки»

До конца апреля 2017 года в музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка «Русское изобразительное искусство Серебряного века», представляющая более сотни живописных, графических и скульптурных работ из собрания Юрия Носова. Следующий исторический и художественный период — русский авангард — год назад с еще большим размахом экспонировался в выставочных залах «Рабочего и колхозницы». А пятнадцать лет назад стараниями Юрия Носова, организовавшего выставку в Музее личных коллекций, для большинства искусствоведов и зрителей открылась до той поры почти неизвестная ленинградская школа и существовавшее в 1926–1932 годах объединение «Круг художников».

Коллекционер и куратор со стажем Юрий Носов рассказал ARTANDHOUSES о «Черном квадрате» Малевича как формуле новой эстетики, о забытых художниках, собственных открытиях и о том, как самому стать экспертом.

цитаты Поля Сезанна о темпераменте, гордости, почестях, глазах и интеллекте

источник artchive.ru

Поль Сезанн большую часть жизни играл грубого, ворчливого, эксцентричного чудака, скрывая за этим образом страстность, нерешительность и застенчивость. Эта роль ему блестяще удавалась. Чтобы разгадать настоящего Сезанна, образованного интеллектуала, читавшего наизусть Вергилия,глубокого философа с отменным чувством юмора, «поэта-логика», мудреца-затворника, достаточно услышать несколько его разговоров с близкими друзьями и прочитать пару писем.
В сущности, если у тебя есть характер, значит есть и талант. Я не говорю, что характера достаточно, что достаточно быть славным малым, чтобы хорошо рисовать. Это было бы слишком просто. Но я не думаю, что гениальность — удел негодяя. 〈…〉 Главное, не пачкать руки, вот что я имею в виду. Все художники, черт побери, так или иначе всегда малость сходят с рельс, кто больше, кто меньше. Есть такие, кто ради успеха… да, но я считаю, это как раз те, кто обделен талантом. В искусстве надо быть неподкупным, а чтобы быть неподкупным в искусстве, надо приучиться быть неподкупным и в жизни. 

Из дневников Константина Сомова (отрывки)

источник theartnewspaper.ru

Сомов К.А. Дневник. 1917–1923 / Вступ. статья, подгот. текста, коммент. П.С.Голубева. М.: Дмитрий Сечин, 2017. 925 с., ил.

Об искусстве и художниках

« Предыдущие новости